Среди множества педагогических систем, особое место занимает методика Марии Монтессори, в основе которой лежит гуманистический подход к воспитанию детей. Ребёнок, попадая в наш мир, видит его чужим и неприспособленным для жизни. Отсутствие какого-либо жизненного опыта и несовершенная координация движений, делают ребёнка полностью зависимым от взрослых. Он не может расстегнуть пуговицы на одежде, завязать шнурки на обуви. Доктор Монтессори предлагает уже в 2,5-3 года сделать это и многое другое, создать порядок в тех вещах, которые нужны для развития ребенка, а вещей таких очень много. Все эти подносики, кувшинчики, мисочки, бусины и кубики, карточки и коробочки, если положить их в беспорядке, могут вызвать у ребёнка только чувство бессилия перед хаосом. Монтессори предложила расположить их в определенной строгой логике, а детей с первого дня нахождения в классе учить поддерживать установленный порядок. Не потому, что этого хотят взрослые, а потому, что так удобнее самим детям.

Особенности педагогики Монтессори:

  1. Интерес ребенка и подготовленная среда. Это основа, фундамент, опираясь на который и была разработана эта система. Грамотно подготовленная среда должна быть выстроена таким образом, чтобы провоцировать интерес ребенка к обучению на достаточном уровне сложности. При этом она должна соответствовать предварительной подготовке каждого ребенка. Монтессори-среда дает ребенку возможность выбора из очень большого количества материалов разной сложности. Ребенок развивается по мере того, как его интерес ведет его с работы одного уровня сложности на другой. Важнейшим элементом подготовленной среды является подготовленный взрослый – человек, который знает, в какой именно момент, какой именно материал предложить ребёнку. Для того чтобы стать таким взрослым, необходимо не только специальное образование, но и образ мышления, который поможет воспринимать каждого ребёнка как уникальную личность.
  2. Индивидуальный подход. Каждый ребенок во время свободной работы выбирает себе материал, опираясь на собственный интерес. Задача педагога в этот момент – показать ребёнку принцип работы с выбранным материалом.
  3. Свобода выбора. Она появляется у ребенка сразу после того, как он переступает порог класса, потому что только он сам знает точно, чем ему нужно заниматься именно сейчас. Хотя и здесь есть некоторые ориентиры. Так, доктор Монтессори обратила внимание, а современная психология подтвердила, что у ребенка от 0 до 6 лет есть периоды, когда он наиболее легко и естественно учится тем или иным вещам. Такие периоды мы называем сензитивными.
  4. Разновозрастные классы. В разновозрастной группе у маленького ребенка есть широкий выбор образца для подражания — тоже разного уровня. Старшие дети, помимо всего прочего, могут попробовать себя в роли педагога и упрочить свои знания, помогая младшим.

Родители должны понимать, что Монтессори-группа — это не группа по присмотру за детьми и не игровая комната. Это не центр раннего развития ребенка. Это самостоятельный образовательный цикл, максимально использующий уникальные возможности сензитивных периодов ребенка, когда он может впитывать информацию из насыщенной и упорядоченной подготовленной среды. Ребёнок, который получил первые навыки счета и чтения таким простым и естественным путём, имеет огромное преимущество: он начинает свое образование без скуки, зубрёжки, тяжёлых усилий и разочарований. Удовлетворяя свои собственные интересы, ребенок в Монтессори-классе приобретает страсть к познанию, которая является ключом к становлению подлинно-образованной личности.