Так вот ты какая — Школа Монтессори…

Когда мы входим в здание Монтессори-школы, возникает впечатление, что мы попали в другой мир — мир других величин и других ценностей, где нет места вещам, которые принадлежат нашей взрослой цивилизации. Перед нами не просто обычные классы, а истинно детское пространство, где классы, раздевалки, вся мебель и все принадлежности — все приспособлено для того, чтобы дети чувствовали себя там максимально комфортно и свободно.

 

В старшем классе проходят занятия для детей от 3 до 7 лет. Если заглянуть в класс во время учебного процесса, можно увидеть, что дети работают либо сидя за маленьким столиком, либо удобно расположившись на ковриках на полу. Вдоль стен (и не только) установлены низкие стеллажи с материалами для разнообразнейших занятий. Это совсем не похоже на школу, которую мы знали в детстве. Нет парт и высоких стульев. Нет учительского стола. И — что самое удивительное — на первый взгляд может показаться, что и сама учительница куда-то исчезла. Приглядевшись повнимательнее, мы можем найти ее, сидящую на полу рядом с детьми и что-то рассказывающую им. Остальные дети в это время занимаются своим делом и не обращают на педагога никакого внимания.

 

Особенности образования по методике Монтессори

В Школе Монтессори отсутствует тишина традиционной школы, а вместе с ней и неподвижность, которая является непосредственной  причиной той тишины. Вместо этого в Монтессори-классе кипучая деятельность, которая больше напоминает суету в банке или магазине, чем класс, каким мы себе его представляем. Дети свободно перемещаются по классу, открывают и закрывают шкафы и выдвижные ящики, передвигают с места на место предметы, о чем-то вполголоса совещаются, трудятся поодиночке или группами — всё что угодно — только не сидят и не слушают, как говорит один человек. И самое удивительное, что эти дети (некоторые причем совсем маленькие дети) полностью поглощены своей работой, их лица абсолютно серьезны, в их поведении покой и целеустремленность. Они напоминают «маленьких мужчин и женщин», которым в то же время присущи детская непосредственность и очарование.

 

Деятельность — главная особенность Монтессори-занятий. Все дети (кроме тех, кто читает например) заняты и работают не только головой, но и руками. Знание находит путь в эти маленькие головки через руки, ноги, глаза и уши. Несомненно, это школа, где дети учатся через практический опыт. «Но что они делают?» — можете спросить вы. На этот вопрос невозможно дать один ответ. Даже если попробовать описать их занятия, к концу описания (или как только оно начнется) дети уже будут заняты чем-то другим. Когда ребенок устает от одного занятия, он убирает материал, с которым работал и выбирает другое занятие — и все это самостоятельно.

 

Необходимо обратить внимание на материалы, которые находятся в классе. По сравнению с пособиями, которые видишь в «традиционном»  детском развивающем центре или в обычной школе, дидактические материалы Монтессори просто поражают своим обилием, разнообразием и оригинальностью. Без объяснений даже мы, взрослые не знали бы, как ими пользоваться, что уж говорить о детях! Следовательно, одна из функций Монтессори-педагога — показывать детям, как пользоваться пособиями, и ненавязчиво следить, чтобы они использовались правильно. Очень важно, чтобы педагог уловил психологический момент, когда следует показать ребенку новый материал. Нельзя назвать Монтессори-педагога учителем в привычном для нас смысле, потому что некоторые дети могут не обменяться с ним ни словом за все время занятия, а только поздороваться в начале и попрощаться в конце. Ученики Школы Монтессори трудятся не ради оценок и не из страха перед наказанием, потому что ни того, ни другого там нет. Дисциплина в классе тоже не зависит от педагога. По крайней мере, непосредственно. Зачастую, когда педагог выходит из класса, большинство детей так увлечены своей работой, что даже не замечают отсутствия наставницы. Следовательно, можно сделать вывод, что дисциплина, существующая в Монтессори-классе — это нечто идущее изнутри, а не извне. Но для проявления этой самодисциплины понадобились не один день, не одна неделя и даже не один месяц. Это результат долгого внутреннего роста, достижение, которое потребовало многих месяцев обучения.