Основные отличия занятий по методике Монтессори от традиционных развивающих занятий

Среди стремительно растущего количества детских развивающих центров, особняком стоят дошкольные учреждения, работающие по методике Марии Монтессори. Обусловлено это тем, что родители не знакомы с основными принципами данной методики. И несмотря на то, что эта система существует во всем мире  (в том числе и в России) уже более 100 лет, большинство родителей никогда и ничего о ней не слышали. В этой статье мы постараемся кратко  изложить, в чем же принципиальное отличие традиционных развивающих занятий для детей от занятий по методике Монтессори.

Занятия для детей по методике Монтессори

Традиционные развивающие занятия для детей

Главное внимание уделяется формированию мыслительных структур и социальному воспитанию

Главное внимание уделяется усвоению правил и социальному воспитанию

Педагог не занимает жесткой позиции в классе. Ребенок — активный участник собственного учения

Учитель в классе активен, доминирует. Ребенок является пассивным участником процесса обучения

Среда и метод побуждают к развитию самодисциплины

Учитель действует, как главный создатель регулируемой извне дисциплины

Все объяснения (индивидуальные и групповые) корректируются педагогом в зависимости от особенностей каждого ребенка

Все объяснения (преимущественно групповые) соответствуют стилю обучения взрослого

Разновозрастные группы

Одновозрастные группы

Дети побуждаются обучаться, сотрудничать и помогать друг другу

Основная часть обучения производится учителем. Взаимодействие учащихся в ходе занятий порицается

Ребенок выбирает себе работу, исходя из собственных интересов и потребностей

Ребенку предлагается расписание развивающих занятий, не учитывающее его интересов

Ребенок формирует собственные понятия с помощью самообучающих материалов

Понятия даются ребенку учителем

Ребенок занимается выбранным делом столько, сколько ему необходимо

Ребенку дается ограниченное время для работы

Ребенок сам определяет темп усвоения материала

Темп усвоения материала определяется нормами или учителем

Ребенок самостоятельно находит ошибки путем самоконтроля, заложенном в Монтессори-материалах

Учитель указывает на ошибки ребенка

Обучение имеет внутреннюю мотивацию в самой деятельности ребенка и ощущении успеха

Обучение мотивируется извне повторением правил и системой наказаний и поощрений, системой оценок

Огромный выбор материалов для развития ощущений, восприятия и практического манипулирования

Очень мало материала для развития сенсорики и практических действий

Упорядоченная программа для обучения уходу за собой и своим окружением

Мало внимания навыкам самообслуживания

Ребенок может работать там, где ему удобно, двигаться и общаться (не мешая другим), групповая работа ведется по желанию

Ребенок имеет жестко определенное место, должен сидеть смирно и слушать во время групповой работы