Одиннадцать мифов о Монтессори-школах (детских развивающих центрах, работающих по методике Монтессори)

Монтессори-педагогика набирает все большую популярность среди родителей, выбравших для себя гуманистический подход к воспитанию своих детей. Однако существует множество мифов о детских развивающих центрах, работающих по методике Монтессори и о системе Монтессори в целом. Попробуем разобраться в них.

Миф первый.

Детские развивающие центры, работающие по методике Монтессори  предназначены для детей с отклонениями в умственном развитии.

Да, действительно 100 лет назад Мария Монтессори начинала свои исследования с проблемными детьми. По специальности она была врачом и психологом. Однако все методы, которыми Монтессори пыталась добиться детской самостоятельности (а именно это она ставила в основу своих исследований), оказались действенными для всех детей. Именно для всех! Независимо от того, отстает ли ребенок в развитии от своих сверстников или опережает их. Специально-созданная развивающая среда, типичная для любой Монтессори-школы мира, позволяет самостоятельно учиться всем детям без исключения, в том числе и с отклонениями в развитии. Но было бы большой ошибкой считать, что в жизни даже самого одаренного ребенка нет периода, когда ему важно самостоятельно действовать с окружающими его простыми предметами среды. Возможность прикасаться к Монтессори-материалу, брать его с полки, действовать с ним, развивать собственные навыки в овладении предметами окружающего мира, особым образом способствует саморазвитию детей, позволяя им самостоятельно и успешно учиться.

 

Миф второй.

Монтессори педагогика не сочетается с существующими школьными программами.

Можно сказать, что это и не миф вовсе. Монтессори-педагогика принципиально непрограммная. Она предполагает самостоятельное учение каждого ребенка по его собственной уникальной траектории. Однако, как показывает мировой опыт, да и скромный 12-летний опыт нашей школы, выпускники Монтессори-школ спокойно продолжают обучение в школах, работающих по самым разным программам. Более того, учителя, в класс к которым попадают «наши» дети, высоко оценивают результат нашей работы. Наши выпускники являются учениками школ и гимназий города Твери, работающих по программам: Занкова, Эльконина-Давыдова, Школа 2100, Школа России (Тверская гимназия №8, Средняя школа № 17 с углублённым изучением математики, средние школы № 35, № 46 и другие).

Миф третий.

Система Монтессори рождена в Европе, и нечего ее тащить в Россию, где много своих замечательных педагогов.

Ценность Монтессори-педагогики в том, что она абсолютно лишена какой бы то ни было идеологичности и исходит из понимания ребёнка как уникального развивающегося существа, наделенного природой общечеловеческими возможностями. Поэтому Монтессори-школы существуют сегодня в очень многих странах мира. И почти во всех педагогических ВУЗах изучается теория и методика этой системы воспитания детей. Однако создать настоящую Монтессори-школу непросто. На это требуется немало лет кропотливой работы, потому что начать придётся с организации жизни самых маленьких детей и постепенно, по мере их взросления, обустраивать её. Мы занимаемся этим с 2010 года и нам всё ещё есть, к чему стремиться.

Миф четвёртый.

В Монтессори-школах вокруг ребенка создается искусственная среда, насыщенная предметами, которые не могут научить его жить в большом мире.

Правильнее было бы назвать такую среду специально-подготовленной. Здесь на полках действительно лежит масса предметов, назначение которых глубоко и многослойно. Большая их часть — это классические материалы, придуманные самой Марией Монтессори сто лет назад. И конечно такую среду можно назвать искусственной, но, согласитесь, она не более искусственна, чем среда самого обычного кабинета детского развивающего центра, работающего по какой-либо другой программе.

Миф пятый.

Монтессори-педагогику нельзя назвать творческой, поскольку существуют правила обращения с дидактическим материалом, построения классной среды, уклада жизни. Дети вряд ли выйдут из такой школы творческими людьми.

Действительно, из Розовой башни (классический Монтессори-материал) педагог не позволит детям строить крепость, как не разрешит щёткой для обуви расчёсывать волосы. Но после того, как в голове ребенка произойдет осмысление того, ради чего эта Розовая башня придумывалась, ребенок может придумывать всё новые и новые способы работы с ней. И дети с удовольствием делают это.

Миф шестой.

Невозможно работать в группе с детьми разного возраста. А именно так устроена любая Монтессори-школа.

Младшему 3 года, а старшему 5 лет. Но ведь именно такова и многодетная семья. Монтессори-класс действительно похож на семью. Разновозрастность позволяет избегать большого количества детских конфликтов в классе. Одновозрастные дети часто ссорятся, т.к. вынуждены выстраивать социальную иерархию между собой. У разновозрастных детей такая иерархия выстроена естественным образом. Старший — лидер, младший — опекаем. И возможность прожить все три ступеньки: побыть младшим, средним и старшим — помогает ребёнку преодолеть кризисы возраста.

Миф седьмой.

Дети в Монтессори-школах не играют, хотя известно, что игра является основным видом деятельности дошкольников.

Прежде, чем это утверждать, надо понять, что Мария Монтессори понимала под игрой. Она не отрицала её, а предлагала для игры другие рамки. Мир современного ребенка действительно насыщен копиями (и иногда ужасными) предметов, которые есть в жизни взрослых. Не лучше ли будет дать ребенку настоящую посуду и предоставить ему возможность мыть ее. Или не полезнее и не интереснее ли будет сварить вместе с ребенком самый настоящий суп, предоставив ему возможность мыть, чистить и резать настоящие овощи, а не пластмассовые муляжи. Позвольте ребенку удовлетворить его потребность в действии и в освоении реального окружающего мира.

Миф восьмой.

У воспитанников Монтессори-школ должна быть плохо развита речь, поскольку, как известно, Монтессори советовала учителям: «Ведите счет словам своим».

Действительно, Монтессори-педагоги не читают детям нотации и не распространяются в объяснениях там, где это не нужно. Они предпочитают показывать, а не рассказывать. Однако в зоне русского языка и расширения словарного запаса, педагог наиболее полно и подробно дает характеристику какому-либо предмету, понятию. Кроме того на каждом занятии происходит коллективная работа, участие в которой ребенок может принимать или не принимать. Это выбор ребенка. Такой коллективной работой могут стать: проведение несложных экспериментов и опытов, обсуждение конфликтных ситуаций в группе и способов их разрешения и многое другое.

Миф девятый.

Мария Монтессори отрицала сказки. Она никогда не рассказывала и не читала их детям.

Можно сказать, что это правильный миф. Мария Монтессори не любила сказки. В ее время в Италии они были злые и жестокие. Мало какие заканчивались благополучно. Она предпочитала рассказывать детям интересные истории о том, например, где встает солнце, о тайнах океана или откуда произошло все живое на Земле. Она считала, что на все вопросы, которые задает маленький ребенок, возможен ответ в форме увлекательного рассказа. В то же время этот рассказ был и обучающим уроком. В наше время написано много замечательных, добрых и умных сказок, которые обязательно надо читать детям. И в любой Монтессори-школе и в России, и за рубежом педагоги делают это, полагая, что не слишком нарушают принципы Монтессори-педагогики.

Миф десятый.

Дети не овладевают навыками социализации, поскольку чаще всего учатся автономно, сами с собой.

Практика показывает, что ученики Монтессори-школ как раз более контактны, чем в обычных учебных заведениях. Они приветливы, доброжелательны, спокойны и легче адаптируются в незнакомой группе. Это связано с тем, что им постоянно приходилось приспосабливаться к поведению младших или старших детей и нерегламентированным видам деятельности.

Миф одиннадцатый.

Дети растут в тепличных условиях. В нашем жестоком мире им будет очень тяжело.

Попробуем провести аналогию с огородом. Конечно, можно высадить растение прямо в открытый грунт, но чаще всего его сначала выращивают на светлом окне. Может быть, в грунте оно было бы здоровее, но сколько семечек там не прорастет, сколько погибнет? Проращенные на окошке потом, в грунте, выживут все. Ну или почти все. Так пусть же хотя бы некоторое время ребенок будет естественным образом развиваться, чувствовать себя счастливо, свободно и спокойно.

Педагогика выдающейся итальянки окрылила многих и многих российских учителей и сотни родителей, увидевших наконец своими глазами, как дети, даже самые маленькие, могут учиться самостоятельно и увлекаться учением как самой счастливой работой на свете. Истинно гуманный подход к воспитанию и образованию детей в Монтессори-школах разительно отличает их от тех, в которых родители учились сами, и от тех, что считаются у нас лучшими и престижными.